Хот Родами называют старинные классические автомобили американского производства с большими модифицированными двигателями, направленные на линейное ускорение.
Происхождение термина «Hot rod» до сих пор не ясно, но по одной из версий, он происходит от типа используемого кузова Родстер (Roadster), так как из-за легкости, относительно небольшой стоимости, а так же благодаря хорошей распространенности, именно он ложился в основу первых Хот Родов. А «Hot», что по-английски дословно означает «горячий», можно представить, как усовершенствование или модификацию для используемых двигателей.
Родиной Хот Родов, как правило, считают Калифорнию. Начало этой незаурядной внешности породил первый массовый автомобиль — Форд модель «Т» (Ford Model T). Он отвечал всем параметрам тогдашних покупателей: дешевый, массовый и надежный. Бензиновый двигатель, который трудился у этого «железного коня» выдавал порядка 20 лошадиных сил, которых вполне хватало для повседневных задач среднестатистического американца. Но среди них немало находилось любителей адреналина и просто автомобильных энтузиастов, которые хотели большего.
Ко всему прочему, автомобильные состязания набирали бешеную популярность, и водители все чаще устраивали любительские «покатушки» друг с другом. А чтобы побеждать, уже было не достаточно иметь отменную реакцию и вовремя переключать передачи, необходима была некая «фора», некое улучшение, которое, хоть ненамного, но увеличивало шансы к победе.
Перво-наперво новоиспеченные «гонщики», для снижения массы, снимали «лишние» кузовные панели — крылья, подножки, фары и все то, что не нарушало целостность кузова. Вот почему открытый двигатель и полное отсутствие каких-либо не функциональных деталей и в современных Хот Родах продолжают являться его «визитной карточкой».
Следующим шагом была модификация шин: передние покрышки, для хорошей аэродинамики выбирались максимально узкими, а задние, для лучшего сцепления, напротив, как можно более широкими.
И наконец, третьим и одним из самых значимых и дорогостоящих мероприятий выступал апгрейд двигателя и систем впуска/выпуска. Для последней, широко применялась достаточно тривиальная схема — снять глушитель и установить прямоточный резонатор, а за неимением оного и вовсе использовать полую трубку соответствующего диаметра. Но вот для манипуляций с силовым агрегатом «стандартных» готовых решений не было. Кто-то ограничивался заменой одной лишь системы питания — карбюратора на более производительный (либо еще более бюджетный вариант, простой сменой жиклеров), другие — растачивали блок цилиндров, третьи находили еще более замысловатые и неординарные решения.
Легендарный двигатель.
Хочется отметить один из самых выдающихся моторов, выпущенный в 1932 году, который успешно поддавался тюнингу — Ford Flathead V8. Скажу больше, это был первый V-образный восьмицилиндровый блок, который нашел широкое применение среди легкового автотранспорта. Ведь в ту эпоху не было по-настоящему интересных экземпляров, рядные 4-х и 6-ти цилиндровые силовые агрегаты не могли похвастаться выдающими результатами, а большие и мощные V12 (и даже V16) не были предназначены для массового рынка. Именно по этой причине, Ford Flathead V8 быстро завоевал популярность у автогонщиков, стритрейсеров и у роддеров в частности.
Производительность первого Flathead, который сошел с конвейера в 1932 году, была на уровне 65 л.с. (47 кВт), а после успешных модификаций достигала свыше 700 лошадиных сил! Справедливости ради, хочется уточнить, что двигатель, развивший такую феноменальную для своего времени мощность был 1946 года, и в стандарте имел чуть более производительные характеристики: объем 3,9 литра (против 3,6 л.) и мощность 100 л.с. (75 кВт).
А 14 августа 2002 года во время 54-й ежегодного гоночного фестиваля под названием Speedweek, проведенного Bonneville Nationals Inc подразделения Southern California Timing Association, гоночный болид, с модифицированным 700-от сильным двигателем Форда — Flatfire V8, устанавливает новый собственный рекорд скорости — 301,173 миль/ч. (484,7 км/ч).
С началом Второй мировой войны, горячее увлечение тюнингом своих «железных коней» было заморожено. Большинство мужчин всех возрастов, кто тяготел к службе в армии, были направлены на службу за границу. Там, сослуживцы делились рассказами, а иногда и подкрепляя истории фотографиями своих Хот Родов. А после войны, заработав немало денег, брались за модификацию своих, уже «олдскульных» моторов с новой силой.
Стритрейсинг стал распространенным по всей Америке в 1940-х и 1950-х годах, и был довольно опасным занятием. Множество аварий и несчастных случаев зачастую происходили из-за отсутствия надлежащего оборудования, единых правил и норм. Так, для обеспечения порядка и безопасности в 1951 году вводят на государственном уровне NHRA (Национальную ассоциацию Хот Родов), которая, исходя из своего названия, профессионально занималась вопросами автогонщиков и выводила стритрейсинг из андеграунда в официальную дисциплину. Вскоре, организованная гонка, ввиду всеобщей доступности сводит на «нет» уличные «покатушки», появляются команды, и пилоты все легче находят новых спонсоров для постройки своих новых Hot rod’ов.
К 60-м годам Детройские автопроизводители представили общественности доступные маслкары (muscle cars) — автомобили, которые и без дополнительных вмешательств, были способны конкурировать со многими спортивными иностранными автомобилями, как в уличных, так и в профессиональных, например, Наскар (Nascar) дисциплинах. Так интерес к «Хот Родам» медленно, но верно приходил к логическому завершению.
Сегодня, Hot rod возрождаются благодаря ностальгии и множеству документальных фильмов по авто реставрации, а так же привлечения внимания СМИ к гоночной истории. Ведь Хот Роды это символ скорости, уникального дизайна, безумных идей и целой эпохи никогда не выходящего из моды рок-н-ролла!
Источники:
-
History of the American Hot Rod В.Н. Степанов - Тюнинг автомобильных двигателей. СПб., 2000. Flathead Engine Breaks 300 mph Barrier