История и современность Chevrolet COPO



Американские мускул кары

Если вы серьезно относитесь к автоспорту и дрэг-рейсингу в частности, то наверняка слышали об COPO Camaro. Нет? Central Office Production Order (COPO) — высокопроизводительная заводская настройка автомобиля для участия в таких серьезных соревнованиях, как NHRA Stock Eliminator Drag Racing и Super Stock. Ее послужной список тянется еще с конца 60-х годов. Кто бы мог подумать, но история бренда такого уровня начиналось с небольшой мастерской в городе Кэнонсбурге, с автогонщика Дона Йенко.

 

Американские мускул кары

info

Дональд Франк Йенко (27 мая 1927 — 5 марта 1987), также известный как Дон Йенко — известный автогонщик, дилер Chevrolet из Кэнонсбурга, штата Пенсильвания, США. Он начал свой бизнес с небольшого гаража по постройке и обслуживанию модернизированных машин, принадлежавший тогда его отцу Фрэнку Йенко. А уже к 1957 году превратил ничем не примечательную дилерскую компанию в один из ведущих автомобильных тюнинг-центров Америки.

Дон был гонщиком по призванию. Его первый собранный автомобиль был Corvette 1957 года. На нем 30-и летний спортсмен выступал в любительских соревнованиях ипподрома Нью Смирна Бич, штата Флорида, США. Ему было куда стремиться, ведь на плакатах так и мелькали портреты Кэролла Шелби с 350-м и 500-м «Мустангом», который получал полную как техническую, так и материальную поддержку от Ford Motor Company. И механик загорелся созданием своего собственного гоночного автомобиля в лице Шевроле, прямого конкурента Форда. После Коретта стоило огромных трудозатрат «довести» для SCCA (Sports Car Club of America) ’66 Chevy Corvair, более известный как Yenko Stinger. Далее эксперименты продолжились с Nova и Chevelle. Но все было не то, нужен был совершенно иной подход. И тут на рынок выходит он…

1967 Yenko Camaro

Американские мускул кары

В 1967 году Камаро начал массово покорять автомобильный рынок, тесня с пьедестала почета самый известный пони-кар двадцатого века — Форд Мустанг. Дерзкий, мощный, молодежный. Именно этот автомобиль вдохновил Дона Йенко на создание и выпуск своей, «заряженной» версии этого неординарного железного коня. Автогонщику на ум пришла идея модернизации и без того мощного автомобиля, адоптируя последний к профессиональному дрэг-стрипу. Выбор «донора» был очевиден, просто взяв «максимальное» из возможного — SS 396 (L-78). В ходе «махинаций», 6,5 литровый (396-й) блок уступает место под установку 7,0 литрового корветтовского 427 (L-72). Так же меняется впускной коллектор на более легкий алюминиевый, а система питания на «именитую» Holley. Производительность получившегося болида оценивалась в 450 л.с (336 кВт), в то время, когда заменяемый силовой агрегат выдавал почти на сто лошадиных сил меньше. Все вышло как нельзя лучше, но ситуацию омрачили обновленные правила соревнований, которые не допускали к участию тюнингованные не на заводе транспортные средства, и из-за этого прецедента ’67 Yenko Camaro так и не увидел больших гонок.

1968 Yenko Camaro

Американские мускул кары

Команда энтузиастов из Yenko несмотря ни на что продолжает работу. В 1968 году все Yenko Camaro оснащаются модернизированной M21 4-х скоростной механической коробкой передач. Прежний силовой агрегат остается без каких-либо дополнений. Капот был заменен на стеклопластиковый, «формы» стали более агрессивными, открывая вид на могучий двигатель через два характерных воздухозаборника. По бокам кузова, на решетке радиатора и на задней панели между фонарями теперь красовались «фирменные» значки. Усилена подвеска и тормоза. Салонный спидометр теперь был ограничен 140-а милями в час (230 км/ч). Колеса используются раллийные, размер резины 14х7″. Впервые подается заявка в главный офис на реализацию данной модификации автомобиля.

1969 Yenko Camaro

Американские мускул кары

Годом позже, просьбы были услышаны, а заветное одобрение получено. Дилерский центр Шевроле связал себя и Yenko обязательствами по производству и реализации тюнингованных прототипов Yenko Camaro. Нынешний маслкар был дополнен мощными дисковыми тормозами, в очередной раз модернизировали коробку передач, изменив главную пару редуктора заднего моста до 4,10. Из внешних атрибутов моддингу подвергли капот — последний теперь имеет форму «закрытого» типа. Впервые в карбюраторе появляется электромагнитный клапан. Теперь автомобиль украшают раллийные колеса размера 15х7″ на 5-ти спицевых кованых дисках и фирменные шильдики Yenko / Syc (Yenko Super Car). Материализовано 171 машин с четырьмя передачами и 30 — с автоматической КПП.

1969 COPO Camaro

Американские мускул кары

Американские мускул кары

Американские мускул кары

Американские мускул кары

Вторая модификация была за Шеви, по сути, являясь точной копией Yenko внешне, разве что лишившись кованых дисков. Внутренне, в отличая от базового чугунного двигателя, теперь базируется на полностью алюминиевом блоке того же объема, изначально «заточенного» на 402 метра (ZL-1 COPO). Эта модификация разошлась тиражом в 69 единиц. Позже, автопроизводитель возьмет эту цифру за основу, восстановив в 2012 году имя COPO и выпуская ровно по 69 автомобилей в год.

В 1972 Yenko перестали продавать модифицированные автомобили, ограничиваясь реализацией запчастей для гоночных и спортивных автомобилей, начиная от косметического (внешнего) тюнинга, заканчивая модернизированными двигателями. Самый известный ZL-1, и по сей день является одним из самых интересных классических силовых агрегатов Шевроле.

В 1981 году из мастерской Йенко вышла последняя созданная им модификация для Camaro (Yenko Turbo Z) — турбонагнетатель на 350-й (5,7 л) двигатель.

В 1982 году компания, все права и наработки в области тюнинга были проданы Chevrolet division.

2011 — наше время

Американские мускул кары

Концепт второго поколения Chevrolet COPO Camaro был показан в 2011 году на SEMA Show. Он был настолько успешным, что программу решено было продолжать и развивать.

Экстерьер

Американские мускул кары

Кузов «современного» Chevrolet COPO остается неизменным, это все старое доброе пятое поколение маслкара, запущенное в производство еще в 2009 году. А то, что рознит этот drag car с базовой версией видно не вооруженным взглядом: выпуклый, агрессивный капот, широкая высокопрофильная гоночная резина на кованных 15″ дисках, система антиопрокидывания, штатный тормозной парашют и наклейки «COPO» по бокам.

Двигатели

Американские мускул кары

Изначально производитель не сильно «баловал» гонщиков и коллекционеров выбором, как силовых агрегатов, так и трансмиссий. На начало производства было доступно два силовых агрегата: 7-ми литровый «атмосферник» (427 кубических дюймов) и 5,3-х литровый суперчарджер (327 кубических дюймов). Оба комплексировались с 2-х ступенчатым «автоматом» Powerglide. Ситуацию исправят год спустя, разбавив 3-х ступенчатым автоматом ATI Racing Products TH400 и 4-х скоростной МКПП G-Force «G101A».
Так же, в 2013 году расширили и «двигательный арсенал», дополнив 350-м, 396-м и 427-и дюймовыми блоками. А в 2014 году дрэговый Камаро стал богаче еще на один V-образный 2,9 литровый малый блок, с механическим Whipple нагнетателем. Что удивительно, максимальная мощность каждого двигателя пропорциональна его дюймовому объему. Исключением станет лишь самый новый 2,9-и литровый 350 Supercharger, производительность которого установилась на отметке в 530 сил. Все двигатели собирают на дочернем предприятии Концерна GM — заводе Performance Build Center (PBC) в городе Уиксом, штата Мичиган, США.

Интерьер

Американские мускул кары

После выбора двигателя, техники и конструкторы дополняют дрэгстер никель-хром-молибденовым каркасом безопасности, ковшеобразными сидениями с омологированными ремнями безопасности и уникальную настроенную подвеску с задней балкой, вместо независимой, которая применяется в «гражданской» версии Camaro. Отсутствие шумо и виброизоляции, заднего сидения, дверных усилителей, пластика и другой «салонной бутафории» сделано в пользу снижения веса, и как следствие увеличения удельной мощности. Дополнительные датчики, помещенные на вершине приборной панели, обеспечивают всю самую необходимую информацию, как для разгона, так и для торможения.

Цена

Американские мускул кары

Сегодня, в 2015 году самый доступный вариант обойдется минимум в $95000.

Источники: